Байдарка – это небольшие весельные лодки, которые в настоящее время активно используются не только в качестве отдельного вида водного спорта, но и как туристическое снаряжение для семейного отдыха. Своими корнями байдарки уходят далеко в историю северных народов, изготовлявших так называемые байды из костей и шкур животных. Современные же виды байдарок практически не имеют ничего общего со своими предками, помимо характерной вытянутой формы.
Сплав по воде – это совсем иной опыт, чем путешествие пешком, на машине или на велосипеде. Определиться какую байдарку выбрать, нужно задолго до того, как отправляться к ближайшей реке. Чтобы принять правильно решение, нужно разобраться, какие бывают байдарки и в чем заключаются преимущества и недостатки той или иной конструкции.
Разновидности байдарок по конструкции
На сегодняшний день на рынке представлены такие виды байдарок:
- Каркасные (или каркасно-надувные);
- Надувные;
- Пластиковые.
Теперь рассмотрим каждый вид более подробно. Каркасные байдарки довольно мобильные – они быстро разбираются и собираются, в разложенном виде занимают не много пространства. Название такого типа лодок говорит о том, что конструкция крепится на жесткий каркас из металлических труб и деревянных элементов, на которые натягивается так называемая «шкура». Она шьется из технологичной ткани-лавсана и пропитывается поливинилхлоридом (ПВХ). Иногда в комплект каркасной байдарки включен и фартук, который препятствует попаданию воды внутрь байдарки.
Однако каркасные конструкции не подходят для сплава по бурным рекам с водопадами или порогами. От большой нагрузки центральная часть каркаса может смениться и байдаркой будет сложно управлять. А вот для обучения туристов на спокойной воде подобная конструкция подойдет идеально. Они обладают высокой скоростью наряду с легкостью курсирования, а также отличаются большой грузоподъёмностью.
Каркасно-надувные байдарки – это более усовершенствованная модель каркасной конструкции. Они также имеют основу из жесткого каркаса, а для оболочки используются надувные баллоны. Бортовые баллоны придает лодке больше «плавучести», а также значительно усиливают маневренность и проходимость.
Надувные модели полностью состоят из, как правило, из двух бортовых баллонов, склеенных вместе в корме и в носу лодки. Надувные каяки могут перевозить достаточно тяжелый груз, хорошо амортизируют удары и практически никогда не переворачиваются. В сравнении надувных байдарок с каркасными моделями, первые более безопасны для новичков. Но для того, чтобы улучшить ходовые свойства надувной лодки, лучше выбирать конструкцию с жестким днищем или равномерно загружать борт по длине. Для экстремального сплава на большой скорости, лучше выбрать байдарку с плавниками.
Монолитные, пластиковые байдарки не разбираются, имеют цельный корпус и отличаются большой износоустойчивостью. Чаще всего подобные типы байдарок можно встретить на спортивных соревнованиях, на бурных потоках и экстремальных сплавах. Новичкам такие модели не подойдут: чтобы ходить в одноместном каяке, требуется специальная подготовка и опыт. Зато их сложно пробить даже при мощных столкновениях с препятствиями.
Байдарка: выбор по характеристикам
Перед тем, как выбрать байдарку, необходимо определиться с характером водоемов, по которым вы собираетесь совершать сплав. Универсального вида байдарок для сплава по рекам с любым течением пока не существуют, поэтому рекомендуем ознакомиться с индивидуальными характеристиками этого плавсредства.
- Размеры. Длина, ширина, высота борта – все эти показатели напрямую влияют на управляемость и скорость байдарки. Чем тоньше и длиннее лодка – тем она становится более быстрой и подвижной. Шире и длиннее – такая байдарка будет более безопасной, но менее маневренной. Для экстремальных сплавов покупают короткие каяки.
- Остойчивость. Это способность судна сохранять ровное положение и противодействовать потокам воды, стремящимся наклонить и перевернуть его. Остойчивость зависит от центра тяжести и формы байдарки. Наиболее благоприятной является форма прямоугольника.
- Ходкость. На этот показатель влияют сопротивление воды и мощность двигателя. Чтобы увеличить мощность двигателя, необходима правильная техника гребли, подходящее весло и гребцы-силачи.
- Непотопляемость. Отвечает за способность лодки сохранять свои качества в случае, если образуется пробоина или если затечет много воды в кокпит. Каркасные байдарки практически сразу идут на дно во время затопления. А вот каркасно-надувные каяки ведут себя лучше и до последнего дают возможность управлять судном, даже если на борт попало много воды.
- Управляемость. Эта характеристика означает устойчивость и поворотливость байдарки.
- Время сборки. Сбор каркасной модели растягивается минут на 40 и иногда сопровождается недовольством «водоплавающих» туристов о прищемленных пальцах. С надувной конструкцией в этом плане легче – 10-15 минут работы насосом и все готово.
- Ремонтопригодность. Надувные байдарки более практичные – пробить их на воде практически невозможно, а вот на берегу нужно держаться подальше от ракушек и острых сучков. Каркасные модели очень чувствительны к подводным камням, бревнам. А вот пластиковые байдарки может повредить разве что сильный удар.
- Вместимость. Типы байдарок для похода могут быть разными, и вместимость судна может стать ключевым моментом в выборе. В каркасных байдарках часто встречаются отдельные багажи для вещей, что немаловажно, если вы собрались в семейный сплав.
Как выбрать байдарку по положению гребца
Казалось бы, какая разница, как сидеть, если все равно выполняешь одни и те же движения? Но байдарки – особый вид плавсредства, поэтому помимо всех вышеупомянутых характеристик, есть еще две:
- Положение sit-on-top;
- Положение sit inside.
Первый тип расположения гребца – как-бы сверху каяка. В таком положении гребца ничего не сковывает, можно легко соскользить в воду. Но такой тип байдарок лучше использовать летом, так как от воды вас ничего не защитит.
Расположение sit inside говорит само за себя – человек сидит в углублении каяка – в кокпите. Такая посадка защищает гребцов от попадания воды и дает возможность лучше «чувствовать» лодку.